Методическая работа

 

Главный принцип в работе педагогов: «По ступеням — к совершенству»

Методическая работа в школе  построена на принципах:

«Понимать, изучать, помогать»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Цель методической работы в школе:создание условий для повышения уровня научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства учителя.

Задачи школьной методической работы:

  • осуществление перехода на ФГОС ООО;
  • адаптация и апробирование основной образовательной программы основного общего образования;
  • овладение инновационными технологиями;
  • обучение и развитие педагогов, повышение их квалификации;
  • выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • совершенствование материально-технического обеспечения преподаваемого предмета;

Предполагаемый результат: формирование умений анализа, оценки и планирования педагогической деятельности и творческого поиска учителей с учетом внедрения инновационных технологий.

Методическая тема школы:«Самореализация и социализация личности школьника и педагога в условиях новой образовательной среды»

Каждая задача в области реализации основной цели методической работы решается через использование различных форм.

I. Организационные формы:

  1. Участие в работе районных педагогических сообществ.
  2. Участие в работе школьных методических объединений (1 раз в четверть).
  3. Самообразование учителей.

II. Дидактические формы:

  1. Тематические педагогические советы (3 раза в год). Цель: совершенствование форм, методов и содержания образования
  2. Теоретические семинары (3 раза в год). Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.
  3. Методические оперативки (1 раз в четверть). Цель:    своевременное   ознакомление   учителей   с новейшими    достижениями    науки,    передового    педагогического    опыта    иопределение путей их внедрения.
  4. Творческие отчёты. Цель: систематизация процесса наполнения и обобщения передового опыта работы внутри школы. 
  5. Калейдоскоп   уроков и мероприятий (1 раз в год).   Цель:   знакомство   с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.
  6. Наставничество. Цель: передача знаний, опыта, мастерства молодому учителю.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы. Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

Во главе методической службы стоит методический совет школы, который выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят:

  1. Басова И.И. – зам.директора по УВР
  2. Никитина Л.А. – руководитель МО учителей, работающих по ФГОС
  3. Трофимова И.И. – руководитель МО классных руководителей.

Заседания методсовета проходят один раз в четверть в форме методических оперативок.

Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы школьных методических объединений;
  • реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
  • анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
  • определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
  • проведение теоретических семинаров, внутришкольных конкурсов, творческих отчетов.

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:

  • изучение образовательных стандартов по предметам;
  • новые подходы к методической службе школы;
  • организация подготовки к экзаменам.

В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 3 заседания с различной тематикой.

Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была сформулирована единая методическая тема: «Самореализация и социализация личности школьника и педагога в условиях новой образовательной среды»

Работа над методической темой четко просматривалась как в деятельности педагогического совета, так и в работе методического совета.

Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе два:

  1. МО учителей, работающих по ФГОС — руководитель Никитина Л.А.
  2. МО классных руководителей — руководитель Трофимова И.В.

Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

  • работа с образовательными стандартами и их выполнение;
  • изучение нормативных документов;
  • вопросы методики преподавания предмета;
  • анализ образовательных компетенций учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
  • отчеты учителей по самообразованию;
  • вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;
  • работа с сильными и слабыми учащимися;
  • подготовка учащихся к школьным и районным олимпиадам;
  • исследовательская деятельность учителей и учащихся;
  • вопросы по теме МО и др.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна методической теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение ППО во время аттестации. Обобщен опыт работы Никитиной Л.А., Савенок М.И., Трофимовой И.В., Захаровой И.Н.

По профессиональному мастерству в коллективе школы выделяются 3 группы:

  1. Группа высокого педагогического мастерства.
  2. Группа совершенствования мастерства.
  3. Группа становления педагогического мастерства.

Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей и первой квалификационной категорий:

Они главные помощники зам. директора по УВР в организации методической работы в школе. Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. 

Группу совершенствования педагогического мастерства составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой квалификационной категории.

Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, молодым и вновь прибывшим педагогам. Для них организована «Школа молодого учителя».

Такой подход к организации  работы с учителями по повышению их теоретического и методического уровня представляется более эффективным, так как осуществляется адресная помощь каждому учителю.

Учителя школы повышают свой профессиональный уровень через аттестацию и через прохождение курсов повышения квалификации.

 В школе проводятся конкурсы «Учитель год», «Самый классный классный», конкурсы методических разработок, методические недели «Калейдоскоп уроков и мероприятий». Педагоги принимают активное участие в работе РПС,  делятся опытом работы на постоянно действующих районных семинарах.

Работа школьной методической службы направлена на повышение образовательного уровня педагогов, через внедрение новых информационных технологий и совершенствование педагогического мастерства учителей с использованием теоретических и практических форм работы.

 

«ПроеКТОриЯ»